Выполненные работы

  • arrowРазработка самостоятельного раздела (специальный раздел проекта) по комплексному обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости (КОБ и АТЗ)
  • arrowРазработка СТУ по комплексному обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости (КОБ и АТЗ)
    • Статьи

      Вопросы комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности (по материалам проекта
      свода правил "Здания и комплексы высотные")


      А.В. Зоткин - Проректор АНО ДПО Университет Комплексных Систем Безопасности

      О.М. Любимова, к.т.н. Ректор АНО ДПО Университет Комплексных Систем Безопасности

      Г.Г. Соломанидин, д.т.н., профессор, Проректор АНО ДПО Университет Комплексных Систем Безопасности, Главный ученый секретарь Всемирной академии наук комплексной безопасности (ВАН КБ),

       

       

      Акционерное общество «ЦНИИЭП жилища - институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий» в соответствии с Планом, утвержденным приказом Минстроя России [1], разработал проект Свода правил «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования».

      Разрабатываемые в упомянутом проекте Свода правил единые нормативные требования обеспечат практическое выполнение и содействие соблюдению требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» в области высотного строительства, позволят уйти от практики принятия проектных решений по ряду принципиальных вопросов (в том числе комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности и т.п.) на основании частного опыта разработчиков СТУ, проектировщиков, или требований заказчика, мотивированных неоправданной экономией средств, что позволит снизить риски аварий и иных отрицательных последствий реализации угроз, влекущих за собой значительные убытки как частных инвестиционных, строительных и эксплуатирующих высотные здания компаний, так и города в целом.

      Впервые в практике нормирования градостроительного проектирования отдельный раздел «Мероприятия по обеспечению требований безопасности» появился в составе МГСН 4.19-2005. Они были утверждены Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 №1058-ПП.

      В дальнейшем, применение положений раздела «Мероприятия по обеспечению требований безопасности» МГСН 4.19-2005, позволило получить положительные результаты в данной области. Правительством Москвы в 2005 году была создана Межведомственная комиссия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности высотных сооружений города Москвы (МВК) [2], которой было поручено осуществлять координацию, согласование и контроль разработки и реализации мероприятий по проведению единой политики города в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности высотных, уникальных и экспериментальных зданий и комплексов.

      Большая заслуга Межведомственной комиссии заключается в том, что в Москве был наработан и реализован механизм применения требований безопасности к объектам повышенного уровня ответственности.

      Основа существующего механизма следующая:

      - на каждый проектируемый объект разрабатывались Специальные Технические Условия (СТУ), в которых с учетом его индивидуальных особенностей задавались уровни воздействия угроз различного характера, в том числе террористического, а также требуемые меры, которые необходимо реализовать на уровне градостроительных, архитектурных, объемно-планировочных, конструктивных, технологических проектных решений для противодействия указанным угрозам;

      - в составе проектной документации разрабатывался специальный (самостоятельный) раздел по комплексному обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности.

      Специальные технические условия на проектирование комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности являлись техническими нормами, содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающие особенности высотного здания и должны были быть согласованы с МВК. На начальном этапе проектирования объекта капитального строительства разрабатывался самостоятельный раздел «Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности». В этом разделе разрабатывались концептуальные решения, направленные на комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности проектируемого объекта, а также требования по реализации мероприятий противодействия террористическим актам, предъявляемые к проектным решениям разработчиков соответствующих технических разделов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации [3].

      Постановлением Правительства РФ № 1244 от 25 декабря 2013 года поставлена задача Федеральным органам исполнительной власти обеспечить в 6-месячный срок подготовку и внесение в установленном порядке в соответствии с Правилами, утвержденными указанным постановлением, соответствующих проектов актов Правительства Российской Федерации для объектов (территорий), правообладателями которых являются федеральные органы исполнительной власти или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование объекта (территории), подлежащего антитеррористической защите (за исключением объектов, подлежащих обязательной охране полицией).

      В связи с выходом этого Постановления, Правительством Москвы в 2015 году было принято решение об упразднении МВК, которая работала под руководством руководителя строительного Комплекса города Москвы и выполнила свои основные функции по обеспечению безопасности объектов повышенного уровня ответственности.

      В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1244 от 25 декабря 2013 года, Министерства и ведомства разрабатывают свои корпоративные требования по антитеррористической защищенности. А требования к антитеррористической защищенности высотных зданий до настоящего времени не разработаны и, соответственно, не утверждены Правительством Российской Федерации.

      Создавшаяся ситуация по обеспечению антитеррористической защищенности объектов повышенного уровня ответственности не только в значительной степени осложняет работу органов исполнительной власти и собственников, но и снижает эффективность деятельности антитеррористических комиссий, которые не имеют возможности обобщить требования по антитеррористической защищенности объектов и выработать рекомендации по их реализации.

      Положение осложняется ещё и тем, что отдельной структуры в Правительстве Москвы для работы в этом направлении нет. Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции ориентирован только на обеспечение деятельности АТК г. Москвы, а соответствующие организационно-методические и аналитические функции выпали из сферы его деятельности.

      В обстановке резкого возрастания проявлений терроризма в мире, активного участия нашей страны в борьбе с ИГ, организации запрещенной в РФ, опасность совершения террористических актов сегодня как никогда высока и, по всей вероятности, одним из ведущих приоритетов в замыслах террористов могут быть объекты города Москвы, являющегося столицей Российской Федерации и одним из главных городов мира.

      В интересах сохранения научно-практического потенциала ученых, проектировщиков, строителей и структур органов исполнительной власти, было бы уместным вернуться к повторному рассмотрению вопроса работы МВК. В тоже время эту комиссию целесообразно преобразовать в экспертно-консультативный совет, который бы работал под руководством заместителя Мэра Москвы, в функции которого включены вопросы региональной безопасности.

      Следует отметить, что вопросами обеспечения безопасности и защиты от террористических атак зданий, в том числе высотных, в последнее время (особенно после атаки в Нью-Йорке на башни-близнецы Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года) озабочены проектировщики во многих странах [4], а во всем обществе идет живейшее обсуждение этих вопросов [5-9].

      Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года №1244 должны содержать меры, направленные:

      «а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию);

      б) на выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте (территории) режима и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;

      в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории);

      г) на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы террористического акта на объекте (территории).

      В требованиях могут содержаться дополнительные меры, которые необходимы для обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) (организационные, инженерно-технические, правовые и иные меры по созданию защиты объектов (территорий) от совершения на них террористического акта), в том числе на этапе их проектирования и планирования.

      В требованиях определяется порядок проведения категорирования объекта (территории), то есть отнесения объекта (территории) к определенной категории с учетом степени угрозы совершения на нем террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта.

      Для каждой категории объектов (территорий) в требованиях устанавливается комплекс мер, соответствующих степени угрозы совершения террористического акта и его возможным последствиям.

      Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах.

      Возможные последствия совершения террористического акта определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде» [10].

      Остановимся на некоторых моментах.

      На основании Правил разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий) (утв. Постановлением Правительства РФ № 1244 от 25 декабря 2013 года) (см. п.6) «… определяется порядок проведения категорирования объекта (территории), то есть отнесения объекта (территории) к определенной категории с учетом степени угрозы совершения на нем террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта». Т.е. при отнесении объекта к определенной категории предлагается исходить из степени защищенности объекта, тогда как на самом деле требования к степени защищенности объекта должны выбираться исходя из установленной категории объекта (территории).

      Определение степени угрозы совершения террористического акта предлагается производить на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах.  Использование данного подхода в настоящее время не представляется возможным, так как вероятность совершения террористического акта на конкретном объекте ничтожно мала (по определению вероятности как частоты события), хотя для этого же объекта (территории) мы должны предполагать наличие реальной возможности совершения террористического акта.

      Данные о совершенных и предотвращенных террористических актах должны учитываться при задании модели действий нарушителя.

      Должно быть установлено, что категорирование объектов (территорий) возлагается на федеральные органы исполнительной власти, правообладателями которых они являются или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование объекта (территории), подлежащего антитеррористической защите (за исключением объектов, подлежащих обязательной охране полицией), по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации. При этом должны быть четко определены качественные критерии и предельные значения количественных критериев для каждой группы объектов, которые необходимо закрепить на уровне законов Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти с целью исключения коррупционной составляющей.

      Должны быть определены единые (скоординированные) правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) как на этапе проектирования, так и на этапе эксплуатации.

      При разработке раздела «Мероприятия по комплексному обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности высотных зданий» проекта Свода правил «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования» авторский коллектив руководствовался тем же концептуальным подходом, который был заложен в МГСН 4.19-2005. Суть этого подхода заключалась в том, что при проектировании необходимо было разработать комплекс мероприятий по обеспечению безопасности высотных зданий и зданий-комплексов, которые бы исключали или сводили к минимуму возможность доставки или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом в высотном здании или на прилегающей территории взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могли бы нанести повреждения, угрожающие безопасному функционированию высотного здания, жизни или здоровью жителей, персонала и других лиц.

      Разработанный раздел включает перечень базовых требований, обязательных для выполнения.

      К числу ранее отсутствующих в МГСН 4.19-2005 следует отнести следующие базовые требования:

      1.     В состав проектной документации включается самостоятельный подраздел «Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности», в котором разрабатываются организационные, инженерно-технические, и специальные мероприятия.

      2.     В Приложении приведены требования к содержанию этого подраздела.

      3.     Вводится понятие «возможные воздействия угроз террористического и криминального характера» на противостояние которым должен быть разработан и рассчитан комплекс мероприятий обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности высотного здания.

      4.     Дается определение понятию «кризисная ситуация».

       

      ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

      До выхода постановления Правительства Российской Федерации утверждающего требования к антитеррористической защищенности высотных зданий и комплексов и содержанию паспорта безопасности этих объектов (территорий), считаем целесообразным:

      1.     При разработке проектной документации, в частности подраздела «Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности», необходимо согласовывать возможные воздействия угроз террористического и криминального характера и достаточность комплекса мероприятий обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности высотного здания;[1] Технические мероприятия будут рассмотрены при проведении экспертизы проектной документации.

      2.     При подготовке постановления Правительства Российской Федерации утверждающего требования к антитеррористической защищенности высотных зданий и комплексов и содержанию паспорта безопасности этих объектов (территорий), можно будет использовать основные требования подраздела «Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности» проекта СП;

      3.     Положения разрабатываемого подраздела «Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности» конкретного высотного здания носят конфиденциальный характер и предназначены для разработчиков соответствующих разделов проектной документации.

      В настоящее время проводится общественное обсуждение проекта Свода правил «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования», размещенного на сайте Открытого акционерного общества «Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий» http://www.ingil.ru/.

      При этом было бы очень полезно получить как можно больше отзывов и предложений коллег и проектировщиков по разделу «Мероприятия по комплексному обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности высотных зданий» в составе проекта Свода правил, которые помогут «отшлифовать» его положения, сделав их наиболее эффективными и полезными для обеспечения безопасности высотных зданий.

       

      Список использованной литературы

      1 План разработки и утверждения сводов правил и актуализации сводов правил, строительных норм и правил на 2015г. и плановый период до 2017г. утвержденный приказом Минстроя России от 30.06.2015 №470/пр.

      2 Распоряжение Правительства Москвы N 2683-РП от 29 декабря 2005 г. «Об организации работы по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности высотных зданий и сооружений города Москвы»,

      3 Положение «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 87от 16.02.2008 года.

      4 Gebäudesicherheit:Schutz vor Anschlägen. Öffentliche Sicherheil, Österreich, 2005, №1-2, S. 98-99

      5 Broder, James F., Risk Analysis and the Security Survey, 2nd ed. (Butterworth-Heinemann, Woburn, MA, 2000).

      6 Cauchon, Dennis, and Martha T. Moore, "Machinery saved people in WTC: row of elevator hoists sheltered stairwell when jet hit tower" (USA TODAY, McLean, VA, May 17, 2002).

      7 FEMA 403, World Trade Center Building Performance Study: Data Collection, Preliminary Observations, and Recommendations, Federal Emergency Management Agency, (FEMA, Washington, DC, May 2002).

      8 "Fortune 1000 professionals list top security threats" (Securitas magazine, Middlesex, UK, January, 2002).

      9 Weiger, Pamela R., and John Nicholson, "Learning from 9-11," (NFPA Journal, National Fire Protection Association, Quincy, MA, May/June 2002).

      10 Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года №1244.

       

       

       

       



      [1] Считаем целесообразным поручить согласование консультационному совету.